Новости ТС

Итоги сообщества «Образование»

Сообщество «Образование» объединило представителей сферы образования, которые в течение недели работали над прототипами решений по ключевым стратегическим вызовам развития страны для реальных государственных и общественных институтов. 
Каждый из 15 представленных клубов, продолжил решать свой тематический кейс с учетом наработок сообщества «Город» и актуальных вопросов сообщества«Образование». Все кейсы были ориентированы на вызовы, с которыми сталкиваются специалисты сферы образования и науки в своей профессиональной среде, и на учащихся школ и университетов, которые бы хотели улучшить окружающее их образовательное пространство. 
      Основная проблема кейса клуба «Творчество и креатив» – низкий уровень качественных методик развития креативного мышления для сотрудников образовательных организаций.
     «На сегодня не так много адаптированных для школы дидактических материалов и заданий по учебным и внеучебным предметам, поэтому большая часть педагогов не использует такие методики на своих занятиях. Часто в школах развивают творческие способности, не уделяя должного внимания непосредственно развитию креативного мышления. Данную проблему решает «Тренажёр КреаТочка», который направлен на все субъекты образовательного процесса», – рассказывает участник клуба Владислав Дрегин из Челябинска.
     Тренажёр содержит банк практико-ориентированных заданий для школьников и педагогов, решение которых позволяет сформировать методики для работы сошкольниками, а также вовлекает родителей в процесс. Внимание уделено и работе с классным пространством, в котором обучающиеся, педагоги и родители являются совместной командой созидателей.
     Для дополнительной мотивации участников в проектепредусмотрен прием игрофикации с накоплением баллов, которые можно обменять на полезные онлайн-курсы, стажировки, поездки по культурным маршрутам России, а также поучаствовать в тематических сменах всероссийских детских центров.
       Представители «Культуры» задумались над вопросом низкой читательской грамотности учащихся средней школы. Об этом говорят результаты PISA: в 2018 году Россия заняла только 31 место в данном рейтинге. 
     По мнению членов клуба, одна из причин этому –«клиповое» мышление, которое формируется из-за особенностей современной информационной среды: форматы постов с картинкой и коротким текстом, короткие видео, гайды в карточках. 
    На базе информационной платформы участники разработали проект «PROчтение». На этой платформеучителя получат методическую поддержку по развитиюсвоих педагогических компетенций, а учащиеся интерактивный доступ к мультимедийной библиотеке с возможностью участия в читательской олимпиаде. 
    Проект ребрендинга Дня космонавтики представил клуб «История». Участники не ограничиваются одной датой, а предлагают в течение года проводить массовый флешмоб - фестиваль. В рамках фестиваля предусмотрены тематический челлендж в социальных сетях, серия интеллектуальных игр для разных возрастных групп и всероссийские соревнования по ним, социальные проекты по космической тематике, популяризация кружков авиамоделирования. 
     Планируется использовать возможности «Кванториумов» в мегаполисах и мобильные музеикосмонавтики «Реактор» в малых населенных пунктах. На данных площадках авторы продемонстрируют модели устройства космоса и ракет, а также предложат участие в простых экспериментах. Например, взвеситься на специальных весах, которые показывают массу тела на разных планетах. 
     Участники клуба «Общество для всех» работали над поиском решения проблемы несвоевременного реагирования педагогических и административных работников на проблемы ребенка. С этой целью разработан проект информационно-аналитической системы «Маячок» – платформы по сбору основных значимых данных о ребенке и системы оперативного оповещения и реагирования на сигналы о проблемах. Например, резкое изменение поведения или успеваемости – маркер средней опасности, на который стоит обратить внимания и выяснить причинубез серьёзного вмешательства. Телесные же повреждения или суицидальные высказывания представляют высокую опасность и требуют экстренного реагирования. 
     Данная система позволит держать на контроле состояние всех учащихся, вовремя получать, фиксировать и передавать информацию, отслеживать изменения в поведении учеников и реагировать на проблемы заранее, до возникновения опасных ситуаций. 
     Способ вовлечения учащихся в жизнь школы искали члены клуба «Детство». И нашли его в создании специального приложения, посредством которого школьник становится полноправным соучастником школьной жизни: он выполняет задания, ищет единомышленников, создаёт актив, получает бонусы от партнёров. Лучшие в рейтинге по итогам года получают поездки в детские лагеря. 
     Тему отсутствия единой системы экологического просвещения подняли «экологи». 
Они предложили создать образовательный ресурс,функциональной особенностью которого станет конструктор экологических материалов для педагогического сообщества в рамках Всероссийского молодежного экологического движения. На платформе будет собран банк методических материалов разного формата, по разным темам и для разного возраста. Педагог сможет составить из них контент для своего урока. 
     Ресурс также предложит актуальные новости по теме экологии с привязкой к календарю экологических мероприятий, экологические проекты, нормативно-правовую базу, чат и «экотиндер» для обмена опытом и практиками. 
     Представители «Среды жизни» проектировали кампус мечты для студентов. 
    «Студенты хотят иметь пространство для совместной учебы, реализации проектов или встреч с активом университета. Им не хватает современных научных лабораторий и свободного доступа к ним для проведения учебных исследований и отработки теории на практике. Во многих вузах нет открытых для студентов медиа-студий, где можно было бы производить свой контент. Кроме того, учащимся не хватает спортивной инфраструктуры в виде полноценных тренажерных залов и площадок по street-спорту», – рассказали после проведенного исследования члены клуба. 
     Участники разработали ряд ключевых предложений: от создания симуляционных центров для отработки теоретического материала на практике и организации фудкорта с зоной для настольных игр до комнат психологической разгрузки и круглосуточного коворкинга и библиотеки. 
     Клуб «Международное сотрудничество» предложилпрактики по развитию системы образования между городами-побратимами: совместную разработку и реализацию образовательных программ, проведение совместных научных исследований, конференций, семинаров, организацию международных образовательныхлагерей для учеников, педагогов и родителей.
     По мнению участников, подобные практики могут стать отличной возможностью для получения педагогами и учащимися дополнительных компетенций, а также толчком для дальнейшего развития системы образования в целом. Для педагогов это послужило бы отличной мотивацией оставаться в профессии.
     Чтобы практики реализовались, авторы предлагают открыть в муниципалитетах ресурсные центрыобразовательных обменов. Центры могли бы выступать оператором подобных программ, заниматься их организационной стороной и информировать педагогическое сообщество. 
Основной задачей клуба «Наука», которую поставили для себя его члены, явилась разработка проекта по сопровождению карьерных траекторий молодых ученых не только в науке, но и в других сферах.
«В настоящее время для молодых ученых существует ограниченный набор профессиональных траекторий в рамках своей научной школы. Часто они ограничены устройством узкоспециальной кафедры или лаборатории, не могут сменить тематику научной специализации и не могут получить карьерный лифт вопреки мнению ученого сообщества: могут либо интегрироваться в свою лабораторию и довольно долго существовать там в статусе лаборанта или уйти из научной сферы совсем. Это приводит к большому оттоку молодых кадров из науки, так как в период обучения в аспирантуре они понимают, что у них нет возможности проявить свою самостоятельность и реализовать свои интересы», –добавляют друг друга куратор клуба «Наука» Арина Емельянова и её подопечные. 
Результатом работы стал сервис для различных представителей научной деятельности: от студентов до состоявшихся ученых. Это информационная платформа посопровождению карьеры ученого в России, посредством которой удовлетворяются различные запросы пользователей: поиск работы и заказов, участие в образовательных и профильных мероприятиях, коммуникация между представителями сообщества.
      Клуб «Национальное многообразие» представилкомплекс проектов по интеграции детей из различных национальных сообществ в школах. 
     Увеличение численности трудовых мигрантов в России приводит к ряду вопросов по организации образовательного процесса для детей мигрантов, плохо владеющих русским языком, повышает риск конфликтов на национальной почвеи предъявляет высокие требования к уровню компетентности педагога, особенно если в классах среди учащихся, основная масса школьников являются выходцами из семей мигрантов.
     Для решения этих проблем члены клуба предлагают открыть курсы по изучению языка в странах СНГ и вечернюю школу для детей мигрантов в первый год пребывания в РФ, организовать систему наставничества детей старшей школы над детьми-мигрантами и создать специальные мобильные приложения с целью изучения культур народов, проживающих в России и СНГ. 
Представители клуба «Современные медиа» разработали прототип руководства по повышениюмедийности школы. Проект будет полезен любому среднему образовательному учреждению, которое хочет разработать свой бренд и улучшить собственное позиционирование. Онбудет упакован в формат цифровой платформы со следующим содержанием: обучающий видео-курс, готовый банк шаблонов оформления сайтов школ, инфоповодов истраниц в социальных сетях, а также банк положительных и отрицательных практик.
«Зожники» за основу будущих решений взяли проблему низкой физической активности школьников. Члены клуба«Спорт и здоровье» на базе мобильного приложения разработали проект общероссийского конкурса. Егореализация увеличит активное времяпрепровождение школьников и будет способствовать формированию привычек, связанных с активностью.  
Основной формат конкурса — AR-квест по выполнению большего количества разнообразных физических упражнений. Основополагающими элементами подобного приложения являются рейтинговая система на муниципальном и федеральном уровнях, кооперативный режим для коллективного взаимодействия и призовая система для награждения победителей рейтингов. 
Участники «МыВместе» презентовали комплексный проект по поддержке и развитию образовательного и научного волонтерства. Для этого они предлагают создать социальную сеть для волонтеров и благополучателей в сфере образования и науки. Используют учёные, чтобы приглашать добровольцев и добровольцы, чтобы находить интересные проекты.
Кроме того, члены клуба вышли с предложением организовать лагерь по подготовке к экзаменам и «Ярмарки науки». Первое позволит подготовить школьников к ОГЭ и ЕГЭ, второе – распространить идеи научного и образовательного волонтерства с помощью научно - популярных мероприятий и СМИ.
      «Кибервселенная» выступила с идеей единого цифрового сервиса для школьников. Он охватываетразличные жизненные ситуации и потребности:профориентация, выбор онлайн-курсов ДПО, кружки и секции, поиск наставника и стажировки, электронный дневник и связь с учителем. 
В рамках программы «Больше, чем путешествие» клуб «Туризм и путешествия» создал туристический продукт в тематике сообщества «Образование».
Участники разработали тур для педагогов и наставников, который позволяет в процессе путешествияосвоить новые форматы и методики организации образовательной деятельности. В тур входит посещение различных мест московской области, связанных с наставничеством и педагогикой, образовательная программа с лекциями и мастер-классами от ведущих педагогических деятелей страны.